В будущее - с уверенностью


Бронежилеты «НИИ стали» — от поколения к поколению
В будущее - с уверенностью
Керамическая броня
Метаморфозы древнего щита
Мировая практика применения динамической защиты
О вкладе российских разработчиков в создание динамической защиты
Особенности и применение тактических подсумков
Современные бронешлемы – защитные структуры и технологии изготовления
Стальной нагрудник СН-1
Удар, Удар-М
Щиты: от защиты - к нападению

Созданный в военном 42-м в Москве как броневой институт НИИ Стали за 70 лет деятельности записал в актив уникальнейшие разработки для оборонной промышленности страны. С 2010 года, уже в составе Концерна «Тракторные заводы», НИИ освоил гражданское направление. Об успехах коллектива и перспективах – разговор с генеральным директором НИИ Стали Дмитрием КУПРЮНИНЫМ.

– Дмитрий Геннадиевич, как Вы оцениваете потенциал НИИ Стали в канун его 70-летнего юбилея?

– В НИИ Стали работаю уже год, и этого времени хватило, чтобы объективно оценить потенциал института. Подчеркну, что таких предприятий, которые бы могли комплексно решать проблемы защиты военной техники и личного состава, в России больше нет, да и в мире они наперечет.

– Какие разработки НИИ являются неотъемлемой частью оборонной мощи нашей страны?

– Практически вся сухопутная боевая техника России – танки, БМП, БТР, специальные машины и т.д. – сегодня оснащена средствами защиты, разработанными в стенах НИИ Стали. Это и бронезащита с использованием броневых сталей, алюминия, титана, композитов, и динамическая защита с использованием взрывчатых веществ, и системы маскировки, и противорадиационная защита от поражающих факторов ядерного взрыва. И если сравнивать отечественную технику с аналогичной зарубежной по параметру защиты, то мы сегодня ей ни в чем не уступаем, а по ряду изделий и превосходим.

– Над чем коллектив института работает сегодня?

– Все последние разработки отечественного военно-промышленного комплекса, показанные на международной военной выставке в Нижнем Тагиле в сентябре прошлого года, и которые привлекли максимальное внимание российских и зарубежных специалистов, созданы при непосредственном участии НИИ Стали. Танк Т-90СМ с новым комплексом динамической защиты «Реликт», бронеавтомобиль универсального назначения «Тайфун» с новой керамической броней, БМД-4 с защитой на уровне лучших БМП – именно они стали гвоздем выставки, в том числе благодаря наличию эффективной бронезащиты, созданной НИИ Стали.

Сегодня институт продолжает работать над созданием еще более эффективных систем защиты, в том числе от высокоточного оружия. Одна из важных задач ближайшей перспективы – восстановление несколько утраченных позиций на рынке средств индивидуальной защиты.

– Какие разработки ведутся для техники Концерна гражданского назначения?

– В 2011 году в составе НИИ Стали появилось новое подразделение: научный исследовательский центр по тракторам – НАТИц, которое возглавил кандидат технических наук, профессор, видный ученый в области тракторостроения Николай Щельцын. Оно сформировано на базе коллектива известного института НАТИ, который, к сожалению, прекратил свою профильную деятельность после продажи государственного пакета акций.

Новое подразделение НИИ Стали работает над тематикой, востребованной «Тракторными заводами» и направленной на создание новых и совершенствование выпускаемых предприятиями Концерна сельхозтракторов и другой техники. Приоритетной для НАТИц темой в настоящее время является завершение разработки конструкции гусеничного с/х трактора ЧН6 мощностью 315 л.с. Эта машина по своей компоновке, конструкции узлов ходовой системы, трансмиссии, системе управления, кабины и верхнего строения является принципиально новой для отечественного тракторостроения. Предварительные испытания ЧН6 дали весьма обнадеживающие результаты, и сейчас коллектив НАТИц совместно с конструкторскими организациями и заводами Концерна готовит образцы для приемочных испытаний, которые начнутся уже в апреле-мае.

Отдельным направлением является создание конструкции и отработка технологии производства резиноармированных гусениц, применение которых придает гусеничному трактору и комбайну ряд новых важных качеств: снижение уплотнения почвы, уменьшение вибрации и шума, возможность движения по асфальтированным дорогам без их повреждения. Работа ведется совместно со специалистами шинной промышленности. В прошедшем году мы изготовили образцы для испытаний на тракторах и комбайнах, а также смонтировали и запустили специальный стенд, позволяющий в короткие сроки сравнить между собой разные варианты конструкторских и технологических решений.

Новым направлением для тракторостроения является создание систем дистанционного мониторинга тракторов и других машин Концерна с применением технологий ГЛОНАСС. Работа проводится с участием ряда предприятий Концерна, а также со специалистами ООО «М2М Телематика» и ОАО «Коминтерн Онлайн». Роль специалистов НАТИц заключается в подготовке технических требований к системе, анализе и оценке результатов исследований и испытаний опытных образцов, разработке предложений по совершенствованию алгоритмов системы. Внедрение этой разработки принесет пользу, в первую очередь, потребителям техники, поскольку позволит контролировать эксплуатационные показатели и режимы работы машин в сельскохозяйственном производстве. Для производителя машин и его дилеров появится дополнительный источник информации о техническом состоянии и эксплуатационной надежности машин, что позволит ускорить работы по совершенствованию их конструкции и системы сервиса.

Разворачиваются работы по созданию перспективных узлов и систем тракторов, в первую очередь, трансмиссий и систем управления моторно-трансмиссионными установками. Часть разработок данного направления реализуется в образцах ЧН6, но это лишь самое начало. Мы работаем над созданием образцов перспективных трансмиссий с преселекторным электронно-гидравлическим управлением, а также двухпоточных бесступенчатых передач. В 2012 году предполагаем создать стенд для исследований и испытаний указанных образцов. На этом же стенде будут испытываться гидротрансформаторы, разрабатываемые НАТИц для техники Концерна.

Продолжаются начатые в НАТИц работы по повышению чистоты масел и рабочих жидкостей. Наши специалисты в текущем году должны завершить разработку установки для внешней очистки масла, подключаемой к различным системам тракторов, и подготовить предложения по организации ее производства.

Большие надежды возлагаем на внедрение компьютерных обучающих программ в гражданскую сферу. Пока мультимедийные комплексы для обучения персонала, эксплуатирующего и обслуживающего боевую технику, мы поставляем за рубеж. Хотелось бы, чтобы эта эффективная технология быстрее нашла гражданское применение.

– Расскажите немного о коллективе. И кто, по Вашему мнению, составляет честь института?

– Сегодня коллектив оптимизирован для решения стоящих задач, хотя по ряду направлений, особенно материаловедческого, проблемы пока остаются. Требуется приток свежих сил, и мы над этим работаем. Отмечу, где видны наши достижения, - сегодня работают молодые, но опытные кадры. Это главный конструктор защиты БТВТ М. Алек-сеев, начальник отдела легкой брони М. Хохлов, начальник отдела комплексной защиты

А. Кимаев.

Не сбрасываем со счетов и ветеранов, эффективно передающих молодежи богатый опыт. Это директор по науке, профессор В. Григорян, главный металлург, профессор С. Гладышев, начальник отдела испытаний, к.т.н. В. Маринин, коммерческий директор, генерал-лейтенант, к.т.н. В. Хромов. Они и многие другие сотрудники, сделавшие имя институту, составляют сегодня его золотой фонд.

В 2011 году коллектив пополнился сотрудниками бывшего института НАТИ, среди которых известные специалисты тракторостроения – В. Ротенберг, В. Архипов, И. Коробейников,

М. Розеноер, В. Бейненсон, А. Юшкевич, И. Иванов. Набирает опыт и молодое поколение – О. Евтушик, А. Стецюк, А. Горбачев, В. Крючков, А. Шапкин, Д. Шуваев, Р. Федоткин, а это значит, что НАТИц имеет все основания для дальнейшего развития в рамках НИИ Стали.

– Что пожелаете коллективу НИИ Стали в юбилейный год?

– Отраслевая наука имеет глубокие корни и славные традиции и потому может стать основой для дальнейшего развития отечественного машиностроения. Коллективу желаю веры в свои силы, решимости и твердости в преодолении неизбежных трудностей и проблем. Опираясь на достижения прошлого, мы можем уверенно работать над перспективной техникой на благо России.