История боевых искусств


Беговые дорожки с пометкой «лучшие» – какие они?
Боевое искуство тайцзи
Болевые точки
Будь сильным, храбрым и крепким! Постигай видео уроки самообороны прямо на дому
Виды предтренировочных комплексов, как их выбрать
Где применяют тактические ручки
История боевых искусств
Капа - один из самых необходимых атрибутов защиты во всех контактных видах спорта
Основы питания при наборе мышечной массы
Спортивное питание и добавки при наборе мышечной массы
Стили боевых искусств
Техника ударов
Тренировки
Что такое городской складной нож
Удивит новая Киа Соул технические характеристики на высоте.

Рукопашная борьба стара, как само человечество. Еще 3 тысячи лет назад индийский князь покалечил и убил множество рабов, уточняя и систематизируя болевые точки на теле человека.

Бродячие монахи перенесли знания в Китай, а затем через море - в Японию. Есть упоминание о том, что в I тысячелетии до нашей эры в Японии существовала борьба сянпу, по-японски - "собаку", что сегодня произносится как "сумо". Сведения о сумо можно найти и в "Кодзики" ("Записи древних дел") VIII в., когда благодаря искусству рукопашного боя прародитель расы Ямато стал победителем вождя местных племен острова Хонсю - Такэминаката-но ками, присоединив их острова к своим владениям.

Далее, в "Нихонги" VIII ("Анналах Японии") описано, как в 230 г. до н. э. в присутствии императора состязались лучшие бойцы. Кохая из Тадзима был побежден Номи-но Сукунэ из Идзимы. Сукунэ ударом ноги проломил сопернику грудную клетку, а затем прыгнул на потерявшего сознание и переломал ему кости таза. Убив соперника, он стал первым чемпионом сумо.

В эпоху раннего средневековья спортивная и боевая борьба разделились и стали развиваться каждая сама по себе. Рукопашная борьба в доспехах - ёрои кумиути - была развита Сакаэда Мурамаро (эпоха Нара). Впервые канонизирована позже, в XV веке, школой Цуцуми-ходзан-рю. В XI - XV вв. удары кулаком отсутствовали, так как можно было скорее сломать кисть о стальную броню, чем поразить противника. За недостатком оружия, при необходимости, в ход шел небольшой нож кодзука, которым можно было в щель между лат нанести чувствительную рану вооруженному самураю. Находили большее применение броски и выламывание суставов.

В XVI в. пули из ружей стали пробивать латы и популярность приобрели облегченные доспехи мастера Мацунага Хисасигэ - гусоку. Затем стал использоваться и "малый доспех" - когусоуку, состоящий из нарукавников, наколенников и набедренников. Хисамори Такэноути, родившийся около 1500 г. в провинции Мимасака, в июне 1532 г. в храме Санномия в ходе медитации получил информацию технического и духовного плана, что помогло ему создать эффективную школу джиу-джитсу.

Сторонники японского происхождения джиу-джитсу связывают эту дату с созданием Тэконоути-рю, школы, существующей поныне.

Сторонники китайского происхождения ссылаются на Чжань Юань-биня, который прибыл в Японию из Китая. Он осел в храме Какуседзи в Адзубу и обучил там не одного знаменитого бойца. Именно Чжань Юань-бинь ввел в джиу-джитсу технику добивания после броска - атэ-ваза, без чего невозможно бороться против нескольких нападающих.

И врач из Нагасаки - Сиробэй Акаяма, тоже путешествовал по Китаю, где научился ключевым приемам борьбы хакудо, которое сразу не привилось в Японии, поскольку арсенал ударной техники был невелик. Через четыре года неудач Акаяма закрыл школу и удалился в храм. Однажды выпал обильный снег и поломал своей тяжестью ветви деревьев. Уцелела лишь вишня (по другим источникам - ива), которая согнулась, и снег соскользнул вниз, не нанося ей ущерба. Акаяму осенило - силу должна побеждать гибкость, и это легло в основу школы ёсин-рю, для которой он разработал около 300 приемов.

По еще одной версии ёсин-рю создал врач Ёсин Миура. Он разработал систему 70 приемов, и после его смерти ученики назвали систему по его имени - ёсин-рю (или миура-рю).

Как бы то ни было, но система давала свои результаты. А в XVI в. появился и сам термин "джиу-джитсу" (вернее - дзю-дзюцу). Его можно перевести по-разному: "незаметное искусство", "тайное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения", и даже "ветка, не сломленная снегом" и т. д.

Джиу-джитсу никогда не было общим достоянием, как, скажем, ушу или каратэ. Оно всегда было элитным, тайным, как того требовал кодекс фамильной чести гордых самураев. Но в 1868 г. в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Уже нельзя было разгуливать по улицам с мечом, и многие мастера покинули родину, разнося техникуджиу-джитсу по миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной.

Эмигранты оживили пламя техники, уже давно тлевшее благодаря их соплеменникам, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах. Так было дано начало и следующему витку развития техники борьбы в недрах спецслужб различных стран на разных континентах.

В России джуисты-японцы натаскивали специалистов генерального штаба, армейской разведки и контрразведки, Третьего департамента полиции. Это уже потом, разбавив технику, стили стали называться "французским стилем", "русским стилем", самбо, САМОЗ и т. п.

В Японии сегодня более двухсот стилей джиу-джитсу, из них сугубо традиционных около десятка, остальные можно назвать подстилями, или современными стилями джиу-джитсу. Много современных школ джиу-джитсу и на Западе. Одни служат интересам полиции, другие ориентированы для узких специализаций - обслуживающий персонал, телохранители. Основная их масса отошла от бросковой техники, больше делая акцент на ударную - также, как находящиеся в ассоциациях каратэ или ват-джитсу.

Самой изначальной идее джиу-джитсу претит очковая система соревнований, где существует хотя бы один запрет на какой-нибудь боевой прием. Поэтому в настоящем джиу-джитсу полностью отсутствует соревновательная лихорадка конкурентности: противникам просто-напросто нечего доказывать друг другу, поскольку настоящее джиу-джитсу выше коммерческих турниров и показух, обменов ударами, когда есть правила и противники порой "играют", а не сражаются.

Эта "спортивность" выхолостила преемника джиу-джитсу - дзюдо, а также каратэ и тэквондо, которые красивы в видеобоевиках, но малоэффективны против уличных подонков, вооруженных ножами и имеющих очень отдаленное понятие о чести и спортивных запретах.

Итак, джиу-джитсу все-таки выжило и живет, и нет искусства ближнего боя более сильного, чем джиу-джитсу, и, попав в тиски приема, выбраться из них весьма и весьма проблематично.

Материалы взяты из книги "Джиу-Джитсу" С.А. Гвоздёв, Минск 2000г