Дуэльное оружие


Арбалет
Арбалет "Кайман"
Арбалет «Черный питон»
Арбалет Man Kung МК-200 – лучшее изобретение для удачной охоты
Арбалет классический 48 серии
Блочный лук «Ястреб»
Дуэльное оружие
Как выбрать лук для охоты
Классификация арбалетов
Лук
Обзор некоторых моделей охотничьих луков
Праща
Предки ружья
Преимущества и недостатки охоты с арбалетом
Ручница

moneymatika.ru

Романтические представления о том, что дуэли способствовали улучшению нравов в обществе, весьма спорны. Более бесспорным является тот факт, что дуэльные пистолеты прошлого были весьма совершенным орудием убийства. Заверения малознающих людей в том, что кремневые пистолеты часто осекались и можно было безболезненно выходить на дуэль, абсолютно не состоятельны. К тому времени, когда пистолетные дуэли вошли в моду, пистолеты достигли наивысшего совершенства. Но сначала о самих дуэлях. История дуэлей начинается со второй половины XVI столетия, когда офицерский корпус состоял целиком из дворян, весьма невежественных и полных всяческих предрассудков. Одним из наиболее распространенных было преувеличенное понятие об офицерской чести, по которому был сатисфакция или удовлетворение за нанесенную обиду. Ни один офицерский корпус не оставил был в своих рядах офицера, отклонившего вызов на дуэль. Однако ни государство, ни монарх не позволяли, чтобы их подданные сами решали свои споры, и поэтому дуэли непрестанно запрещались. Во Франции Генрих IV запретил поединки под страхом смертной казни, ему последовали Людовики XIII и XIV. Знаменитый Д’Артаньян без конца дрался с гвардейцами кардинала за свое пристрастие к дуэлям. В Австрии император Леопольд в 1682 году постановил, что дуэлянты и их секунданты наказываются смертной казнью. Такое же наказание ждало ослушников Прусского короля Фридриха II и русского царя Петра I. Не менее сурово преследовались поединки и в XIX столетии. Секундант Пушкина был приговорен к повешению за участие в роковой дуэли, хотя позднее помилован. Несмотря на преследования, дуэли не прекращались. Основным видом оружия первоначально было холодное, и в XVII веке бесконечные дуэли на шпагах превращались в кровавые драки. По мере совершенствования огнестрельного оружия споры начинают разрешаться при его помощи. Применение пистолетов снимало главную проблему всех дуэлей – разницу в возрасте. Уравнивали они и шансы дуэлянтов разной физической подготовки. Что же касается стрелкового мастерства, то трудной найти военного человека не могущего попасть в цель с расстояния в 10 шагов (семь метров). Со второй половины XVIII века пистолетные дуэли становятся преобладающими, тем более, что общественное мнение всегда было на стороне дуэлянтов. К концу этого столетия окончательно сформировался облик дуэльных пистолетов. Прежде всего следует отметить, что дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Обычно дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета. Исключение составляла дуэль по причине очень тяжелого оскорбления, но тогда второму участнику тоже разрешалось взять свое оружие. Во время дуэли Пушкина с Дантесом оба участника пользовались чужим оружием. Пушкин стрелял из пистолетов, взятых для него Данзасом напрокат. К сожалению, они не сохранились. Дантесу были даны пистолеты его секундантом д’Аршиаком, который одолжил их у своего друга барона Эрнеста де Баранта. В настоящее время эта пара пистолетов хранится в музее небольшого французского городка Амбуаза. Сделаны они были дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом, который не числится среди известных мастеров. Окончательно оформили дуэльные пистолеты английские мастера. Усовершенствованию подвергался кремневый замок, который непрерывно улучшался с момента своего возникновения в XVI столетии. Принцип его действия достаточно прост. В губках курка зажимался остро заточенный кремень. Напротив него располагалось стальное огниво. Под этими деталями чуть ниже находилась пока с затравочным порохом. При нажиме на спуск, курок с кремнем бил по огниву, из него сыпались искры, поджигавшие порох на полке. Над полкой в стволе имелось затравочное отверстие, через которое огонь попадал внутрь ствола, воспламеняя основной заряд, и следовал выстрел. Заряжение пистолета осуществлялось с дульной части ствола. Потребовалось около двух столетий, чтобы эта конструкция превратилась в безотказно работающий механизм, каковым он стал к началу XIX века. От надежности пистолета зависела жизнь дуэлянта, ведь по правилам дуэли осечка приравнивалась к выстрелу.

Набор дуэльных пистолетовПоследнее усовершенствование было сделано англичанами, которые ввели в обиход так называемый «водонепроницаемый» замок. Суть его сводилась к тому, что нижнее колено огнива, являвшееся крышкой полки, плотно и точно накрывало порох на ней, не давая влаге или сырости проникнуть внутрь и его подмочить. Дуэльная пара помещалась в ящике вместе с сопутствующими принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов – отвертки, прочистки, крейцера. Особенно важным элементом была пороховая мерка, ибо зарядке пистолетов уделялось главное внимание. Каждая пара секундантов отмеривала нужные дозы пороха друг у друга на глазах, следя за тем, чтобы они были равными. Иногда по условиям дуэли пистолеты заряжались оружейным мастером в присутствии секундантов, пистолетный ящик опечатывался и в таком виде доставлялся к месту дуэли, где вскрывался только перед самым началом. Пуля обертывалась в кожаный пластырь и при помощи шомпола, подгоняемого ударами деревянного молоточка, забивалась до конца. В нарезной ствол она шла туже, в гладкий, без нарезов – свободней. По правилам дуэли, разрешалось применять, как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако, как ни странно, многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это очень просто: в волнении дуэлянт незнакомый с чувствительным шнеллером, мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавных ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10-12 гр. Пороха могли класть до 3,8 гр.

В 60-х годах уже нашего столетия экспертная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльных пистолетов. Оказалось, что их пробивная способность лишь немногим уступает пистолету ТТ, пуля которого пробивает насквозь 8 сосновых досок на расстоянии 25 метров. При столь высоких боевых свойствах дуэльных пистолетов и малом расстоянии между дуэлянтами остается только удивляться, почему они не перестреляли друг друга. Объяснения этому можно найти в особенностях выстрела из кремневого пистолета. После вспышки пороха на полке должно пройти около секунды, прежде чем воспламенится заряд в стволе и последует выстрел. Чисто психологически удержать в нужном направлении пистолет после поджога затравочного заряда крайне сложно, рука невольно сдвигается. Кроме того, облако дыма с полки заслоняет цель и лезет в глаза.

В каждой стране были свои знаменитые мастера по изготовлению дуэльного оружия. В Англии это Джозеф Ментон и семейство Мортимеров, в Германии род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, во Франции – Николя Бутэ и Анри Ле Паж. Последний настолько был знаменит в России, что его пистолеты считались синонимом дуэльного оружия. Как известно, в «Евгении Онегине» описывается дуэль на кремневых пистолетах, а сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных. За это время в изготовлении оружия был сделан качественный скачок, и система вопламенения заряда была заменена иной, более совершенной. Смысл новации свелся к тому, что вместо затравочного пороха капсюль на брандтрубке, по которой огонь уходил в ствол. Заряжние производилось так же с дула, но зато капсюль работал практически без осечек, и выстрел следовал почти без промежутка после его воспламенения. Это еще больше повысило действенность пистолетов, но дистанция между стрелками не сократилась, и правила дуэли остались прежними.

Как ни странно, но официальное положение о дуэлях появилось сравнительно поздно. На протяжении полутораста лет пользовались изустными сведениями либо рукописными правилами, созданными в каждой стране. Так происходило до 1836 года, пока парижский «Жокей-клуб» не занялся их обработкой. Во главе этого дела встал граф Шатовиллар и несколько других знатных особ. Вскоре созданный ими дуэльный кодекс был подписан 76 выдающимися личностями того времени и опубликован. Этот кодекс служил дуэлянтам вплоть до 1881 года, пока граф де Сен Томас не выпустил «Новый дуэльный кодекс», который во многом опирался на прежний.

Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с «барьерами» и дуэль на параллельных линиях. Кроме того, существовали поединки с разными условиями, к которым относились стрельба на укороченной дистанции, дуэль на одном пистолете, поединки на ружьях, карабинах, револьверах и, наконец американская дуэль. Дуэдь не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием. При простом оскорблении обиженный выбирал оружие, при позорном – оружие и вид дуэли, при последнем – оружие, вид дуэли и расстояние. На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять запонки и застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов на предохранительном взводе. Дуэль начиналась по команде старшего секунданта со слов «Взводите» или «Стреляйтесь», произносимых беспристрастным голосом. Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием либо тяжестью обиды. И первый, и второй выстрел должны были последовать друг за другом не более, чем через минуту, кто проволынит – теряет право на выстрел, но промежутки могли быть короче по договоренности. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой стрелки стояли спинами друг к другу, а после команды поворачивались, взводили курки и стреляли в установленном порядке. При этих дуэлях расстояние составляло от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. К примеру, в 1802 году дуэль между князем Щербатовым и Йозефом фон Саксонским состоялась на 8 шагах. Русский князь стрелял первым и поразил в грудь своего соперника. Интересной выглядела так называемая дуэль с «барьерами». Дистанция вначале равнялась 35-40 шагам. Перед обоими противниками на расстоянии 10 шагов от каждого рисовалась черта, обозначаемая тростью или белым флажком. В итоге окончательное расстояние оказывалось 15-20 шагов. По команде «Вперед» противники взводили курки и шли на встречу друг другу, держа оружие дулом вверх. Скорость движения произвольная, возможны остановки без выстрела. Начать огонь мог любой дуэлянт с любого расстояния, но если один из них дошел до барьера, второй остановился, то никто не мог принудить его двигаться дальше. Первый выстреливший обязан ждать ответного выстрела в течение минуты, при этом его соперник может подойти к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось две минуты. Похожей была дуэль на параллельных линиях. Противники двигались каждый по своей черте, расстояние между которыми составляло 15 шагов. Перед началом дуэли они были отдалены друг от друга на 25-30 шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже. В дуэльном кодексе оговаривалось, как поступать, если один из противников умышленно выстрелит в сторону. Если это делает обиженный, то обидчик также должен отказаться от выстрела. Однако, если обидчик стреляет в воздух, то ничто не мешает обиженному выстрелить точно в цель… Совершенно особняком стояла американская дуэль. Иногда «Американской» называлась не дуэль, а вытягивание жребия, после чего вынувший черный шар был обязан застрелиться в течение года. Настоящая американская дуэль представляла собой скорее охоту, когда соперники отправлялись в лес на несколько дней и отслеживали там друг друга, используя всякие хитрости, вроде ложных костров, чучел и засад. Порой американская дуэль выглядела, как обычный поединок с револьвером или ножом, но проводилась без секундантов на глазах у зрителей. Этакий демократический без условностей вид «соревнований». Самой острой являлась дуэль без свидетелей в запертом помещении, как она описана у Майн Рида в романе «Всадник без головы». Однако наиболее изощренной формой дуэли была дуэль под названием «ку-ку». Этот поединок проводился в полностью затемненной комнате, со снятой обувью. Один из противников кричал «ку-ку», а другой стрелял на звук. Тот, кто крикнул, был обязан оставаться на месте. После чего роли менялись, пока один не был убит ли ранен.

Ушли в прошлое дуэли, но нам остались в память о них, как немые свидетели дуэльные пистолеты. Они поражают наше воображение красотой формы и отделки. Нет такого коллекционера, который не мечтал бы иметь в своей коллекции дуэльные пистолеты. Тем более, что они по сей день весьма точное спортивное оружие. Во всех цивилизованных странах коллекционеры и любители стреляют в домашних тирах или в спортивных клубах из собственного кремневого оружия. И только наши соотечественники волей МВД лишены такого удовольствия. Сегодня, когда существует огромное разнообразие более совершенного оружия, опасаться коллекционера с кремневым или капсюльным пистолетом по меньшей мере смешно. Будем надеяться, что это только законодательная недоработка.