Фильмы о шпионах
Оружие скрытого ношения
Пистолет специальный самозарядный (ПСС)
Разведчики с микроточками
Пожалуй, самые знаменитые шпионские фильмы — это серия кинолент про тайного агента Джеймса Бонда, созданных по мотивам романов Яна Флеминга. Первый фильм, «Доктор Нет», появился в 1962 г. С тех пор было снято еще более 20 фильмов о «суперагенте 007». В этих картинах жизнь разведчика представлена во «всем блеске» и имеет мало общего с реальностью, хотя некоторые персонажи похожи на людей, которых Флеминг знал лично.
Например, начальник Джеймса Бонда, известный под кодовым именем М, — это не кто иной, как сэр Стюарт Мензис, бывший в свое время руководителем МИ-6. У него в кабинете, как и у вымышленного М, были обитые войлоком звуконепроницаемые двери, над которыми висели две лампы — красная и зеленая, как на светофоре. Когда зажигался зеленый свет, посетители, дожидавшиеся в приемной, знали, что сейчас к сэру Стюарту можно войти.
Прообразом Манштенни, секретарши М, стала Мюриель Джонс, самая что ни на есть настоящая секретарша Мензиса.
А прототипом Q, эксперта по оружию и техническому оснащению, помогавшего Джеймсу Бонду, был Чарлз Фрейзер-Смит, гражданский служащий, который работал в министерстве снабжения. За исключением двух фильмов, в роли Q снимался один и тот же актер — Дезмонд Ллевеллин.
Кто такой Джеймс Бонд?
Неизвестно, кто из реальных разведчиков послужил прототипом непобедимого Джеймса Бонда.
Некоторые утверждают, что герой Флеминга отчасти похож на Дашко Попова, светского льва и блистательного повесы, на британского агента, которого звали Уилфридом Дандердейлом, отчасти на самого автора.
В роли Джеймса Бонда снимались несколько актеров, но большинство поклонников этой серии считают, что лучше всех роль обаятельного, но смертельно опасного шпиона удалась Шону Коннери. Кстати, существуют по крайней мере два фильма о самом Флеминге. В одном из них — американском телефильме «Тайная жизнь Яна Флеминга» — в главной роли снялся Джейсон Коннери, сын Шона Коннери.
Гарри Палмер
Фильмы про Джеймса Бонда были настолько далеки от реальности, что один из продюсеров этой серии, Гарри Зальцмен, решил снять серию более «приземленных» картин про шпионов и взял за основу сценария романы Лена Дейгтона. В главной роли — агента Гарри Палмера — снимался Майкл Кейн. Палмер был одиноким человеком, вовлеченным в смертоносную двойную игру во время «холодной войны». Первый фильм, «The Ipcress File» (1965), и следующие стали едва ли не классическими произведениями «шпионского» кинематографа, предназначенными скорее для интеллектуалов, в то время как фильмы про Джеймса Бонда побивали все рекорды по популярности у массовой публики.
Экзотика шпионской жизни
До того как Ян Флеминг придумал своего Джеймса Бонда, классическим символом «настоящего шпиона» для любителей острых ощущений была Мата Хари. Красивая и трагическая история о жизни экзотической танцовщицы, ставшей шпионкой во время первой мировой войны, послужила основой сценариев по крайней мере трех кинофильмов.
Один из них так и назывался — «Мата Хари» (1931). В главной роли снялась Грета Гарбо, а роль ее русского любовника исполнял Рамон Наварро. Это был мастерски снятый фильм, насыщенный драматическими событиями. Сюжет его построен вокруг темы трагической любви. Шпионские страсти были здесь лишь фоном для любовной истории. В конце фильма Мата Хари, не желая причинить боль своему возлюбленному, подстраивает все так, чтобы он думал, что она умирает в больнице, а не сидит в тюрьме в ожидании исполнения смертного приговора.
Существуют еще две киноленты о жизни этой несчастной женщины: «Мата Хари, агент Н-21» (1964) с Джинн Моро и «Мата Хари» (1985) с Сильвией Кристель в главной роли.
Классика времен «холодной войны»
Во времена «холодной войны» появилось немало кинолент на тему международного шпионажа. Среди них был советский фильм, основанный надеятельности реального разведчика Конона Молодого, или Гордона Лонсдейла. Фильм назывался «Мертвый сезон» (1968), и в нем рассказывалось о находчивом и изобретательном советском разведчике по фамилии Ладейников, который перехитрил британскую контрразведку, действуя под видом коммивояжера, торгующего музыкальными автоматами.
Расцвет шпионской темы в кинематографе пришелся на 1950— 60-е годы. Был даже снят фильм об Элизабет Шрагмюллер — «Фрейлейн доктор» (1968), где она изображена законченной наркоманкой. Если бы сама Шрагмюллер увидела его, она бы, наверное, искренне ужаснулась.
Широкоэкранный успех Грэма Грина
Две из лучших кинокартин про шпионов — «Третий» и «Наш человек в Гаване» — были сняты по романам английского писателя 1рэма Грина. Фильм «Третий» (1949) — это довольно мрачный детектив, в котором рассказывается о деятельности двойного агента в послевоенной Вене; главную роль исполнил актер Орсон Уэллс. Этот фильм был признан одним из лучших в истории кинематографа.
После «Третьего» Грин предложил еще один сценарий шпионского фильма под названием «Некого винить» — об английском разведчике, засланном в некое безымянное прибалтийское государство накануне второй мировой войны. Однако Британское бюро киноцензоров категорически отвергло сценарий, заявив, что «недопустимо снимать кино, в котором высмеивается деятельность секретных служб».
Впрочем, Грин все же снял смешной фильм о секретных службах. Сценарий был написан на основе его романа-бестселлера «Наш человек в Гаване» (1959). Алек Гинесс снялся в роли скромного торговца пылесосами, который, выдавая чертежи последней модели бытового прибора за чертежи нового секретного оружия русских, продает их секретной службе МИ-6. Настоящая служба внешней разведки сочла фильм оскорблением и даже собиралась подать в суд на Грина. Однако и книга, и фильм были столь популярны, что руководство МИ-6 не решилось судиться с их автором.
Император Дойхары
Не так давно появился фильм и про офицера японской армии Кендзи Дойхару, который долгое время руководил диверсионными операциями в Маньчжурии.
В картине «Последний император» (1987) рассказывается о том, как Дойхара переманил в китайского императора.